- Психология безопасности граждан от обмана как потребителей
- Обман потребителей заключается в обмеривании, обвешивании, обсчете, введении в заблуждение относительно потребительских свойств или качества товара (услуги) или иной обман потребителей в организациях, осуществляющих реализацию товаров или оказывающих услуги населению Факты обмана потребителей часто становятся возможными в силу виктимных качеств пострадавших (см. Виктимности психология, Виктимные качества граждан), таких как доверчивость, наивность, легкомыслие, внушаемость, недостаточная критичность и др. К числу часто встречающихся форм виктимного поведения граждан относят: недостаточное внимание к действиям продавца или лица, выполняющего иной вид услуг; снижение уровня требовательности к действиям продавца, качеству товаров или услуг, терпимость к нарушениям правил торговли и оказания услуг населению; переоценка своих знаний в сфере определения качества и потребительских свойств тех или иных товаров (услуг); оставление без соответствующего реагирования фактов обмана потребителей и др. Важное значение для безопасности потребителя представляют знания типичных встречающихся способов обмана: продажа товара низкого сорта по цене продукции высшего качества; продажа товара без гарантийного срока; завышение цены на товар не пропорционально его потребительским качествам; предложение продавцом некачественного товара, изготовленного кустарным способом и не обладающего соответствующими потребительскими свойствами; некачественный ремонт квартиры, одежды, обуви и т.п и недобросовестное выполнение иных услуг заказчика; обмеривание и обвешивание; обсчет покупателя и др.(см. Пропаганда психологических знаний об оптимальной тактике поведения в опасной ситуации).
( А.И. Папкин)
Энциклопедия юридической психологии. — М.: ЮНИТИ-ДАНА. Под общей редакцией профессора А. М. Столяренко. 2003.